Виртуальная приёмная
31.08.2020

С 13 августа – новый порядок сохранения заработка при сокращении и ликвидации организации

В законодательство РФ внесены изменения, направленные на обеспечение права уволенных в связи с ликвидацией работников на получение предусмотренных законодательством гарантий. В частности, корректировке подверглись ст. 178 Трудового кодекса,  ст. 318 ТК РФ и ст. 21 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Федеральные законы от 13 июля 2020 г. № 203-ФЗ "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и № 210-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части предоставления гарантий работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации").
    История этих поправок берет свое начало в 2018 году, когда Конституционный Суд Российской Федерации признал ст. 178 ТК РФ противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой она лишает возможности уволенных в связи с ликвидацией работников воспользоваться гарантией в виде сохранения среднего заработка на период трудоустройства, если право на эту гарантию они приобрели уже после прекращения организации-работодателя.
    Проблема, выявленная КС РФ, была широко известна: закон устанавливает гарантию уволенным в связи с ликвидацией работникам в виде сохранения за ними среднего заработка на период трудоустройства. Но право на такую выплату у работников появляется лишь после увольнения, если они не найдут другую работу. Однако к этому моменту процесс ликвидации организации может быть уже завершен и, соответственно, обращаться за реализацией этого своего права работникам будет уже не к кому.
    После постановления КС РФ правительство начало работать над поправками, которые должны были решить эту проблему. Вначале был представлен пакет поправок в ТК РФ и ГК РФ, который, в частности, устанавливал необходимость выплачивать выходное пособие при ликвидации в размере двукратного среднего заработка, однако он развития не получил. Искать выход решили через корректировку вместе с ТК РФ Закона о регистрации юр. лиц), что в итоге и вылилось в новые законы.
Суть изменений в следующем: организациям фактически запретили завершать процедуру ликвидации, пока не будут произведены все связанные с ликвидацией выплаты работникам. Согласно новой норме ст. 178 ТК РФ при ликвидации организации выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства в любом случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации в соответствии с гражданским законодательством. В свою очередь, по Закону о регистрации юр. лиц в заявлении о ликвидации теперь необходимо будет подтверждать, что произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством для работников, увольняемых в связи с ликвидацией юридического лица.
Работникам, со своей стороны, больше нельзя будет тянуть с обращением к работодателям за выплатой среднего заработка на период трудоустройства: такое обращение в отношении каждого отдельного месяца периода трудоустройства работник может подать в письменной форме не позднее 15 рабочих дней с момента окончания соответствующего месяца. Причем эта норма касается уволенных как в связи с ликвидацией, так и в связи с сокращением. У работодателя будет 15 календарных дней с момента обращения работника на то, чтобы осуществить выплату.
Напомним, что ранее работник не был ограничен по срокам обращения за выплатой среднего заработка на период трудоустройства. А выплата среднего заработка на основании п. 12 Положения о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и предоставления им льгот и компенсаций осуществлялась работодателем в дни выплаты зарплаты. После внесения рассматриваемых изменений в ТК РФ эта норма, очевидно, применяться не должна.
Работодателям также предоставлена возможность ускорить расчеты с работником и не ждать, пока он получит право на средний заработок за период трудоустройства и обратится за соответствующей выплатой. Взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства работодатель вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка, а на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях – пятикратного месячного заработка. Если работнику уже была произведена выплата среднего месячного заработка за второй или последующие месяцы со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанной выплаты. Такой путь, конечно, потребует от работодателя увеличения расходов, ведь в реальности далеко не все работники получили бы компенсацию по максимуму: кто-то нашел бы работу раньше окончания периода сохранения среднего заработка, кто-то не стал бы обращаться в службу занятости, а чей-то случай невозможности трудоустроиться сама служба занятости не признала бы исключительным, зато позволит сэкономить время.
Принятые поправки, очевидно, потребуют корректировки позиции судов по вопросу о дате увольнения в связи с ликвидацией. Так, в некоторых случаях суды указывали на невозможность увольнения работника в связи с ликвидацией ранее окончания самой процедуры ликвидации.
Не вполне ясно, почему законодатель обошел своим вниманием Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", п. 4 ст. 7 которого устанавливает повышенный уровень гарантий для работников ликвидирующихся организаций, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях. Поправок, аналогичных тем, которые были внесены в ст. 318 ТК РФ, для этого закона предусмотрено не было.
Изменения вступят в силу 13 августа 2020 года.
А также напоминаем, что в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года  № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и Законом Краснодарского края от 9 июня 2010 года № 1980-КЗ «О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае», приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 18.06.2020 № 762:
Величина прожиточного минимума в Краснодарском крае за I квартал 2020 года:
- в расчете на душу населения – 10805 рублей;
- для трудоспособного населения – 11675 рублей;
- для пенсионеров – 8943 рублей;
- для детей – 10398 рублей.
Применять величину прожиточного минимума в Краснодарском крае для оценки уровня жизни населения края при разработке и реализации краевых социальных программ, оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам, назначения  пособия на ребенка, определения размера оплаты за социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, при предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы до установления величины прожиточного минимума за II квартал 2020 года.
На основании пункта 1.3 и 1.8  Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Краснодарском крае  на 2018-2020 годы тарифная ставка I разряда либо оклад (должностной оклад) работника не может быть ниже  величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в крае за II квартал 2019 года(12030 рублей), до установления величины прожиточного минимума в крае за II квартал 2020 года.
Приказ размещен на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 18 июня 2020 года и вступил в силу с 29 июня  2020 года.
Обращаем Ваше внимание, что месячная заработная плата работников, отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности), не может ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (12 130 рублей).

    Любую консультативную и методическую помощь по трудовому законодательству, в том числе охране труда и процедуре заключения коллективного договора, вы можете получить, обратившись в отдел трудовых отношений, охраны труда и взаимодействия с работодателями ГКУ КК ЦЗН Белореченского района, который расположен по адресу: г. Белореченск, пер. Родниковый, 5 каб. № 4, тел./факс 2-37-67.

Возврат к списку

Версия для печати Вернуться