Виртуальная приёмная
24.04.2014

Особенности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с учетом изменений в законодательстве о труде

С 1 сентября 2011 года вступил в силу Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждения Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».
В соответствии со статьей 216_1 Трудового кодекса Российской Федерации государственная экспертиза условий труда проводится в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на уровне субъектов Российской Федерации.
В Краснодарском крае оценка качества проведения аттестации рабочих мест возложена на отдел государственной экспертизы условий труда департамента труда и занятости населения Краснодарского края.
За годы работы специалистами собственной аккредитованной лаборатории отдела наработан огромный опыт в области оценки качества проведения аттестации рабочих мест.
Так, за последние три года была осуществлена оценка качества проведения аттестации на 19,7 тысячах рабочих местах в 302 организациях, в результате было выявлено 2,3 тысячи нарушений Порядка проведения аттестации рабочих мест.
В Краснодарском крае так же, как и во всей стране сложилась необычная ситуация с аттестацией рабочих мест. На сегодняшний день при осуществлении государственной экспертизы с целью оценки качества проведенной аттестации приходится использовать три нормативных акта: Приказ № 12 от 14 марта 1997 года, Приказ № 569 от 31 августа 2007 года и Приказ 342н от 26 апреля 2011 года.  В связи с тем, что результаты аттестации действительны в течение пяти лет, до августа 2012 будет действовать аттестация, проведенная еще по порядку проведения аттестации 1997 года.
Вследствие этого со стороны представителей работодателей и самих аттестующих организаций возникает ряд вопросов касающихся изменений в проведении аттестации. Рассмотрим, чем же новый Порядок отличается от предыдущих двух.
Новый Порядок аттестации рабочих мест вводит ряд новшеств в проведение аттестации. Он разработан в целях совершенствования законодательства в сфере охраны труда, защиты здоровья работающего населения, повышения ответственности работодателя и работника за нарушения норм охраны труда, которые влекут за собой ущерб здоровью человека.
Надо отметить, что кардинального изменения порядка проведения аттестации по отношению к ранее действующему Порядку, утвержденному Приказом № 569, не произошло, но некоторые изменения заслуживают пристального внимания. В настоящей статье мы рассмотрим, что же изменилось и насколько значимы данные изменения.
Итак, требования нового Порядка, как и требования прежних, распространяется на всех работодателей (юридических и физических лиц), за исключение работодателей, не являющихся индивидуальными предпринимателями. При этом новый Порядок не предусматривает проведение аттестации силами работодателя. Если ранее организация (работодатель) могла осуществить аттестацию рабочих мест собственными силами при определенных условиях, то сейчас работодатель и аттестующая организация проводят её совместно (последняя привлекается работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера). Причем такая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю. Обратим ваше внимание, что по новому Порядку обязанности работодателя и аттестующей организации четко разделены. Так инструментальные измерения параметров факторов производственной среды и трудового процесса и оценку соответствия условий труда государственным гигиеническим нормативам, оценку травмоопасности рабочих мест, оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты проводят только специалисты аттестующей организации. Аттестующая организация несет ответственность за достоверность проведения измерений и оценок.     Обратите внимание, что при проведении аттестации аттестующая организация исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация. Это хорошая опция для государственного контроля, поэтому необходимо очень тщательно определять круг исследованной документации.
Так как инспектор, выявив отсутствие какого-либо обязательного документа, определенного  требованием охраны труда, может сослаться на отсутствие его оценки и тем самым получить возможность усомниться в  компетентности аттестующей организации.
Важно, что ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ возлагается на работодателя. При этом работодатель обязан содействовать аттестующей организации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц (например: органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке в установленном законодательством порядке, Пенсионного фонда РФ, органов Роспотребнадзора и др.). По новому порядку работодатель не обязан утверждать отчет об аттестации, содержащий документы, указанные в пункте 44 раздела V Порядка (перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, карты аттестации, протоколы измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса, сводную ведомость результатов аттестации, сводную таблицу классов условий труда), не подписанные представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.
Выбирая аттестующую организация работодателю следует помнить, что оказывать услуги по аттестации рабочих мест без аккредитации запрещено.
Аттестующие организации, привлекаемые для проведения измерений и оценок в целях аттестации рабочих мест по условиям труда, должны быть аккредитованы в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест и внесены в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
При заключении гражданско-правового договора с аттестующей организацией на проведение работ по аттестации рабочих мест работодатель в праве требовать от аттестующей организации копии документов на право проведения измерений и оценок (аттестат аккредитации и область аккредитации) и копию уведомления о включении в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.     Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации даже несколько аттестующих организаций. При этом аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.
Из раздела «Результаты аттестации используются в целях» исключили:
-    обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;
-    включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;
-    применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда,
так как данные требования изложены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и Трудовом кодексе Российской Федерации.
В тоже время в данном разделе появился очень важный дополнительный пункт – приведение в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
Хочется отметить, что многолетний опыт проведения государственной экспертизы условий труда показывает, как важно называть профессию или должность работника правильно, т.е. в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих. Правильное наименование профессии или должности, внесенное в трудовую книжку работника на основании карт аттестации, поможет оградить его от многих неприятностей, начиная от невыплаты  компенсаций за вредные условия труда и отсутствия выдачи средств индивидуальной защиты до установления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за вредные условия труда.
В ранее действующем Порядке, утвержденном Приказом № 569, данная норма была установлена только для рабочих мест, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам в соответствии с требованиями законодательства. С 1 сентября 2011 года это условие является обязательным для всех рабочих мест. По новому Порядку наименование профессии (должности) работника и в карте аттестации, и в протоколах инструментальных измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса, обеспеченности работников СИЗ, травмоопасности должно соответствовать Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих или Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством РФ.
Также изменился порядок формирования аттестационной комиссии. Согласно пункту 10 Порядка, в состав комиссии включаются представители работодателя (это могут быть руководители структурных подразделений предприятия, юристы, специалисты по кадрам, по труду и заработной плате, главные специалисты, медицинские работники), специалист по охране труда, представители профсоюза (или иного представительного органа работников) и аттестующей организации. Но в любом случае комиссию возглавляет представитель работодателя.
Итак, теперь в состав аттестационной комиссии обязательно должны быть включены представители работников, а именно представители первичной профсоюзной организации или иного представительского органа работников по решению трудового коллектива. Это должно быть подтверждено документально. Если учесть, что результаты аттестации используются для обоснования назначения компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда, либо отмены компенсаций в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда (статья 219 Трудового кодекса РФ), то это может сгладить остроту конфликтов, возникающих между работодателем и работниками по данному поводу.
При проведении аттестации в организациях, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям и малому бизнесу, в состав аттестационной комиссии включаются работодатель (его представитель), представители аттестующей организации, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), представители  организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).
Перечень обязанностей аттестационной комиссии остался практически прежним, кроме нескольких пунктов:
-    подготовка предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждаемыми в порядке, установленном Постановление Правительства РФ             от 31.12.2002 № 787;
-    присваивание номеров каждому рабочему месту (номера должны состоять не более чем из 8 знаков от 1 до 99 999 999).
Согласно пункту 8 Порядка, сроки проведения аттестации остались прежние исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовано не реже одного раза в пять лет. Следует отметить, что установлено обязательное требование - указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Установлен  и обязательный срок аттестации вновь созданных рабочих мест - они должны пройти аттестацию не позднее чем через 60 дней с момента их ввода в эксплуатацию. Это что касается плановой аттестации. Однако иногда требуется проведение внеплановой аттестации. Данное понятие введено впервые. Рассмотрим, когда же проводится внеплановая аттестация.
Новым Порядком расширен перечень случаев проведения внеплановой аттестации, которая проводится в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, и по результатам государственной экспертизы условий труда, (проведенной в целях оценки качества проведения аттестации). Также работодатель обязан провести внеплановую аттестацию в случаях: выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, мероприятий по улучшению условий труда, замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, изменения средств коллективной защиты. Что важно, по новому порядку результаты внеплановой аттестации оформляются в полном объеме в соответствии с Порядком, при этом для каждого рабочего места оформляется новая карта аттестации с учетом изменений и дополнений.
Хочется обратить внимание, что согласно п.47 Порядка, как указано выше, по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации, проводится внеплановая аттестация. В тоже время согласно п.51. по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации, аттестационная комиссия разрабатывает и реализует комплекс мер по приведению материалов аттестации в соответствие с экспертным заключением. Критерии, в каких случаях по результатам государственной экспертизы условий труда необходимо заново провести аттестацию, а когда достаточно привести материалы аттестации в соответствие с экспертным заключение, Порядком не определены. Этот момент может быть использован контролирующими органами.
При проведении оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам исследуются все имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном рабочем месте.
Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится путем инструментальных измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса. При этом используются методы измерений, предусмотренные действующими нормативными актами. При аттестации рабочих мест по условиям труда не допускается использование не стандартизованных методов измерений. При проведении измерений физических, химических, биологических факторов, тяжести и напряженности трудового процесса необходимо использовать средства измерений, внесенные в государственный реестр средств измерений, прошедшие государственную поверку в установленные сроки и соответствующие обязательным метрологическим требованиям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 9 сентября 2011 г. № 1034.
Обратите внимание, что термин «травмобезопасность» употреблявшийся в двух предыдущих Порядках проведения аттестации изменен на термин «травмоопасность». При проведении оценки травмоопасности рабочих мест исследуются: производственное оборудование, приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов, а также соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям.
Понятие подготовка работников по вопросам охраны труда, включает средства обучения и инструктажа, в том числе наличие инструкций по охране труда и соответствие их нормативным документам, проведение инструктажей и наличие журналов, а также наличие удостоверений о прохождении обучения по охране труда.
При этом оценивается степень соответствия данных объектов требованиям охраны труда: требованиям по защите от механических воздействий, от воздействия электрического тока, от воздействия повышенных или пониженных температур и от токсического воздействия химических веществ. В частности, проверяется наличие и соответствие нормативным требованиям комплекта эксплуатационной документации; средств защиты работников от воздействия движущихся частей производственного оборудования, а также разлетающихся предметов, сигнальной окраски и знаков безопасности, защиты электрооборудования, электропроводки от различного рода воздействий, т.е. по всем имеющимся ГОСТам и правилам. Фактически оценить все требования по травмоопасности очень сложно, поэтому данную оценку должен проводить квалифицированный специалист, имеющий опыт.
При оценке травмоопасности производственного оборудования, а также инструментов и приспособлений, может проверяться наличие сертификатов или деклараций соответствия требованиям безопасности. Здесь надо обратить внимание на то, что наличие сертификатов или деклараций обязательно, но только при включении данного оборудования или приспособлений, инструментов в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации или  Единый перечень продукции, подтверждения соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. №982.
При оценке травмоопасности рабочих мест имеющих объекты, контролируемые федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного надзора и контроля в установленной сфере деятельности, в протоколах оценки травмоопасности рабочих мест следует дополнительно указывать наличие необходимых разрешений на ввод производственного оборудования и (или) его отдельных составных частей в эксплуатацию, происхождение технических освидетельствований. Для этого необходимо знать весь перечень экспертиз промышленной безопасности и т.п.
Классифицируются условия труда по степени травмоопасности по-прежнему на три класса:
-    1 класс травмоопасности – оптимальный (на рабочем месте, не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда; не производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения или отсутствует производственное оборудование и инструмент);
-    2 класс травмоопасности – допустимый (на рабочем месте не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда; производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда; эксплуатируется производственное оборудование с превышением сроков службы (выработанным ресурсом), однако это не запрещено специальными требованиями безопасности на это оборудование; выявлены повреждения и (или) неисправности средств защиты, не снижающие их защитных функций);
-    3 класс травмоопасности – опасный (на рабочем месте выявлено одно и более несоответствий требованиям охраны труда).
Соблюсти все требования по травмоопасности чрезвычайно сложно, поэтому при проведении аттестации рабочих мест производственных объектов в картах аттестации класс 3 по травмоопасности, скорее всего, будет фигурировать часто.
Оценка обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) проводится при наличии результатов по первым двум элементам оценки (оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам и травмоопасности рабочего места). Она осуществляется путем последовательной реализации следующих процедур: сопоставления номенклатуры фактически выданных средств индивидуальной защиты с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам таких средств защиты; проверки наличия сертификатов (деклараций) соответствия, проверки установленного порядка обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и оценки соответствия выданных средств индивидуальной защиты фактическому состоянию условий труда на рабочем месте. Хочется уточнить, что проверка наличия сертификата соответствия СИЗ проводится при условии включения СИЗ в Перечень продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, и номенклатуру продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии (постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. №982).
Помимо этого на данном этапе дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работнику средств индивидуальной защиты (пункт 33 Порядка). В данном случае слово «может» является спасительным, то есть обязательное требование проводить оценку  эффективности выданных работнику СИЗ отсутствует.
Обратите внимание на отсутствие в разделе V Порядка «Оценка обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» обязательного требования, что одновременно с оценкой обеспеченности работников СИЗ проводится оценка обеспеченности работников смывающими и(или) обезвреживающими средствами, которое имелось в предыдущем Порядке. Однако согласно пункту 12 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010г. № 1122н  «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»,  сведения о выдаваемых смывающих и (или) обезвреживающих средствах отражаются в протоколе оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной зашиты на рабочем месте. Предложения о дополнениях и изменениях норм выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, обоснованных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, также необходимо включать в протокол оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, и Карту аттестации рабочего места по условиям труда.
По окончанию данных этапов начинается комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте, которая  является еще одним нововведением действующего Порядка. Комплексная оценка включает в себя результаты оценок класса (подкласса) условий труда на предмет их соответствия гигиеническим нормативам, класса условий труда по травмоопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
В случае успешного прохождения аттестации рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда - «соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда» (пункт 37 Порядка).
При несоответствии условий труда вышеперечисленным параметрам рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда - «не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда» (пункт 38 Порядка).
Следующим из нововведений действующего Порядка является положение о том, что измерения и оценку факторов рабочей среды и трудового процесса можно не проводить, если это угрожает безопасности работников, либо специалистов аттестующей организации. В таких случаях аттестационная комиссия, созданная работодателем, вправе принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса на  рабочих местах. Указанное мотивированное решение оформляется в письменном виде, подписывается всеми членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации. В этом случае условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным условиям труда (пункт 5 Порядка).
Новым Порядком более четко определены особенности проведения аттестации аналогичных и нестационарных  рабочих мест, а также   аттестации рабочих мест, на которых на работника возложены дополнительные обязанности (виды работ).
В соответствии с пунктом 40 Порядка оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух). Напомним, что под вредным производственным фактором подразумевается производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию, а под опасным производственным фактором - фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме (статья 209 Трудового кодекса РФ).
При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. После этой оценки определяется новый перечень рабочих мест с учетом результатов измерений и оценок. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда.
Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20% аналогичных рабочих мест, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест.
Согласно пункту 41 Порядка нестационарное рабочее место – это рабочее место с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию. Аттестация нестационарных рабочих мест проводится путем предварительного определения технологических операций со стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценки этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), путем опроса работников и их непосредственных руководителей.
При выполнении на рабочем месте работ, не содержащихся в квалификационной характеристике конкретной профессии (должности), но включенных приказом работодателя или трудовым договором в должностные обязанности работника этой профессии (должности), оценке подлежат все виды работ, выполняемые работником на данном рабочем месте.
Обратите внимание на то, что все особенности аттестации должны быть установлены локальным нормативным актом работодателя, разработанным на основании Порядка, и согласованы с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работника. В старом Порядке такой конкретики не было. Это необходимо сделать для защиты работодателя  от непредвиденных ситуаций.
С 1 сентября 2011 года результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации. Ранее говорилось лишь о пакете документов. К отчету прилагаются документы, перечисленные в  пункте 44 Порядка:
-    приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
-    перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда;
-    карты аттестации рабочего места по условиям труда, с протоколами измерений и оценок;
-    сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
-    сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам;
-    план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
-    протоколы заседаний аттестационной комиссии;
-    протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый);
-    сведения об аттестующей организации с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией;
-    заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
-    предписание должностных лиц о выявленных нарушениях порядка проведения аттестации (при наличии).
Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение 10 календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации и передает его вместе с отчетом работодателю.
Работодатель, в свою очередь, в течение 10 рабочих дней с даты поступления документов подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места (пункт 44 Порядка). В соответствии со старыми правилами документы об аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендовалось хранить в организации 45 лет. Теперь в пункте 46 Порядка указано: отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством РФ. Место и порядок хранения отчетов определяются работодателем. Такие сроки установлены Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558. Документы об аттестации рабочих мест по условиям труда (положения, протоколы, решения, предложения, заключения, перечни стандартов и норм, перечни рабочих мест, обоснования, данные, информации, ведомости рабочих мест, карты аттестации рабочих мест, планы) хранятся 45 лет, а при тяжелых, вредных и опасных условиях труда – 75 лет. Место и порядок хранения отчетов определяет сам работодатель.
После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации работодатель направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.
Напомним, что государственный надзор за соблюдением настоящего Порядка осуществляется государственной инспекцией труда в субъекте Российской Федерации. Государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества аттестации осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного   надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда в установленном законодательстве порядке. Новым моментом является пункт 55 Порядка, который гласит, что контроль за соблюдением работодателями Порядка в подведомственных организациях осуществляется в соответствии со статьями 353 и 370 Трудового кодекса РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ  и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.
Кроме требований, возложенных на работодателя, информировать государственную инспекцию труда в субъекте РФ о результатах аттестации рабочих мест, в новом Порядке содержится обязательное требование для аттестующей организации – передавать на электронном носителе сводную ведомость и сведения об аттестующей организации в федеральную систему сбора, обработки и хранения данные (пункт 46 Порядка).
В заключение отметим, что поскольку обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда предусмотрена на законодательном уровне в статье 212 Трудового Кодекса РФ, то за неисполнение этой обязанности организация или индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.
Согласно данной статье на руководителя организации может быть наложен штраф в размере от 1000 до 5000 рублей; а на саму организацию – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Индивидуальному предпринимателю грозит штраф в размере от 1000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. А если они ранее уже были наказаны за аналогичное правонарушение, возможна их дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Возврат к списку

Версия для печати Вернуться