Виртуальная приёмная
21.12.2018

О. В. Мельниченко: У регионов и местных властей должны быть финансовые ресурсы для эффективного исполнения своих полномочий

Председатель ВСМС, Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко провел «круглый стол» на тему «Состояние и пути повышения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов». Мероприятие проводилось совместно с Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

Олег Мельниченко подчеркнул, что сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов следует рассматривать не только как исключительно отчетный показатель, характеризующий баланс поступлений и расходов бюджета, но также как более широкую категорию – достаточность финансовых ресурсов регионов и муниципалитетов для эффективного исполнения возложенных на них полномочий.
 «За таким балансом стоят реальная способность властей решать вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, а также гарантия равного доступа всех граждан России к государственным и муниципальным сервисам», — пояснил парламентарий.
Глава Комитета Совета Федерации напомнил, что Президент России Владимир Путин отметил ведущую роль регионов и муниципалитетов в обеспечении прорывного развития страны в ходе достижения национальных целей и приоритетов до 2024 г. «В последние годы с участием федерального центра проведена большая работа по оздоровлению региональных и муниципальных финансов, снижению уровня закредитованности субъектов Федерации», — сказал Председатель ВСМС.
Требуется принятие системных мер для укрепление собственной доходной базы регионов и муниципалитетов

Олег Мельниченко считает, что необходимо обеспечить достаточность финансовых ресурсов для эффективного исполнения региональными и местными властями возложенных на них полномочий в долгосрочной перспективе.
По его словам, это требует принятия системных мер по таким направлениям, как укрепление собственной доходной базы регионов и муниципалитетов, оптимизация разграничения полномочий между уровнями власти, совершенствование системы межбюджетных отношений, оптимизация объема и структуры государственного и муниципального долга. «Укрепление собственной доходной базы региональных и местных бюджетов – ключевая задача», — уверен сенатор.
Олег Мельниченко считает важным проработать вопрос о полной компенсации выпадающих доходов путем закрепления на постоянной основе дополнительных доходных источников бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов). Следует также довести до конца работу по минимизации федеральных льгот по региональным и местным налогам, внедрению в их отношении неоднократно декларированного принципа «двух ключей», чтобы установленная Налоговым кодексом льгота вводилась в действие законом субъекта или решением муниципалитета.

Председатель ВСМС считает, что требует внимания выделение перспективных экономических специализаций регионов и ориентация мер государственной поддержки экономики на такие специализации. Это действительно может помочь регионам занять свою нишу и нарастить налоговую базу, но требует дальнейшего совершенствования методика определения специализаций, в том числе учет кластерного подхода при планировании производств и возможностей межрегиональной кооперации.

Требует внимания выделение перспективных экономических специализаций регионов и ориентация мер государственной поддержки экономики на такие специализации

Сенатор считает важной тему совершенствования системы межбюджетных отношений. По мнению опрошенных Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера регионов, главная задача – повысить четкость, прозрачность и стабильность правил распределения трансфертов из федерального бюджета.
Олег Мельниченко проинформировал, что в Совете Федерации неоднократно отмечалась необходимость совершенствования методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, особенно в части использования расчетного размера расходных обязательств – «модельного бюджета». Важно учитывать все затраты регионов и муниципалитетов, в том числе на капитальные вложения, а также объективные факторы, обусловливающие удорожание стандартного пакета государственных услуг: природно-климатические, демографические, экономические. Особенно это актуально для северных регионов.

Главная задача – повысить четкость, прозрачность и стабильность правил распределения трансфертов из федерального бюджета

Сенатор предложил вернуться к рассмотрению вопроса о консолидации субсидий, а по тем субсидиям, которые стали практически постоянными, подумать о замещении налоговыми и неналоговыми источниками на долгосрочной основе.
«Обеспокоенность регионов вызывает соблюдение заявленных повышенных уровней федерального софинансирования по субсидиям на реализацию национальных проектов. Полагаем, что данное требование должно найти нормативное закрепление», — сказал Олег Мельниченко.
С основным докладом выступила директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Лариса Ерошкина. Она подробно рассказала о существующих финансовых трансфертах, о дотациях на выравнивание для субъектов РФ.
В ходе заседания было отмечено, что предметы ведения региональных и местных властей охватывают как вопросы обеспечения текущей жизнедеятельности населения, так и вопросы стратегического развития, в том числе достижения национальных целей и приоритетов на период до 2024 г. Поэтому состояние финансов субъектов РФ и муниципальных образований непосредственно определяет и комфортность повседневной жизни граждан, и успешность решения задач прорывного развития экономики России.
В мероприятии приняли участие первый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко, заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов, члены Совета Федерации, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Андрей Батуркин, аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк, представители органов государственной власти субъектов РФ, научного и экспертного сообщества.

Возврат к списку

Версия для печати Вернуться