Виртуальная приёмная
26.05.2011

Автотранспорт подрывает экологию городов

В любом городе, большой он или маленький, вредные выбросы автотранспорта серьезно подрывает экологию. Большие объемы токсичных выхлопных газов оказывают негативное воздействие на окружающую среду и представляют реальную опасность для здоровья людей.

В Краснодарском крае, по данным результатов мониторинга атмосферного воздуха, осуществляемого органами Росгидромета и другими организациями, выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ от автотранспортных средств составляет более 600 тысяч тонн в год. Доля автотранспорта в суммарном выбросе загрязняющих веществ составляет порядка 80 процентов. Усугубляют ситуацию масло, солярка и бензин, остающиеся на местах стоянок машин, а также шум работающего двигателя (в первую очередь грузового автотранспорта), который является источником шумовых загрязнений. Уровень шума от атотранспорта, как свидетельствуют специалисты, намного превышает гигиенические нормы. Незаконные парковки на газонах наносят серьезный вред зеленым зонам, а передвижение загруженных под завязку тонаров по автострадам – дорожному покрытию.

Хотя нельзя не сказать и о пользе, которую приносит нам автотранспорт, особенно  большегрузный. Рабочие места, налоги, объемы перевозимых грузов – положительные составляющие.

Автомобильный парк Краснодарского края уже сегодня насчитывает свыше 1,5 миллиона автомобилей. Причем автомобили, которые морально и технически устарели, а их у нас немало, наносят наибольший вред экологии.
В Белореченском районе насчитывается более 30 000 единиц автотранспорта, в том числе 3800 единиц грузового.

Анализ выхлопных газов показывает, что в них содержится около двухсот различных веществ, большинство из которых токсично. Одни химические соединения вызывают расстройство нервной и сердечно-сосудистой систем, способствуют развитию атеросклероза, другие раздражают легкие и дыхательные пути, способствуя возникновению воспалительных процессов. Под влиянием оксидов азота, например, понижается кровяное давление, возникает головокружение, сонливость, расстройство дыхания и кровообращения. Некоторые углеводороды – канцерогены. Каждый из нас, не вдаваясь в химические формулы и медицинские термины, на своем самочувствии ежедневно ощущает вредоносность выхлопных газов.

Защитим окружающую среду и здоровье человека

К сожалению, полностью исключить присутствие вредных выбросов в нашей жизни нереально, но снизить их уровень люди в состоянии. В Краснодарском крае, например, действует программа социально-экономического развития до 2012 года. В ней в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности есть раздел, посвященный снижению загрязнения атмосферного воздуха и улучшению условий проживания населения. В перечне задач значатся: снижение выбросов от автотранспорта за счет внедрения нейтрализаторов, сажеуловителей, развитие общественного электротранспорта, усиление контроля за качеством автомобильного топлива, обеспечение рациональной системы дорожного движения в городах и строительство объездных дорог. Также предусмотрено ужесточение производственного лабораторного контроля на предприятиях, недопущение размещения гаражей, автостоянок с отступлениями от санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, обеспечение регулярной влажной уборки улично-дорожной сети и другое.

Спрашивать надо одинаково со всех

Не стоит, на наш взгляд, обходить вниманием и вопросы парковки автотранспорта, содержания его в чистоте. В Белореченске с 2009 года действуют «Правила благоустройства и санитарного содержания территории Белореченского городского поселения», которые являются законным основанием для ведения целенаправленной работы по борьбе со стоянками машин в местах, для этого не предназначенных. В разделе «Эксплуатация автотранспорта и перевозка грузов» сказано, в том числе, что запрещается:
– остановка и стоянка большегрузного транспорта и прицепов к нему, разукомплектованного автотранспорта, сельскохозяйственной техники на территории, прилегающей к многоквартирным домам, индивидуальным жилым домам, кроме специально отведенных для стоянки такого транспорта мест;
– остановка и стоянка автотранспорта на клумбах, газонах, тротуарах, на въезде в мусороприемную камеру на территории многоквартирных домов;
– мыть автотранспорт и осуществлять его ремонт во дворах многоквартирных жилых домов и на придомовых территориях частных домовладений, на улицах и тротуарах, в парках и скверах, на берегах рек и водоемов, расположенных на территории населенного пункта, и другое.

Ответственность же за эксплуатацию, санитарное и техническое состояние автотранспорта, загрязнение территорий автотранспортом несут собственники машин и лица, их эксплуатирующие.

Насколько пренебрегают этими правилами владельцы автотранспорта, мы имеем возможность видеть всякий раз, когда объезжаем территорию города. Многие моют свои машины на лужайке перед домом либо около реки в районе улицы Красной. В любом дворе многоквартирного дома можно без труда найти примеры парковки машин на газонах, тротуарах, причем в изобилии. Случаи остановки и стоянки большегрузных машин на прилегающих к частным домовладениям территориях – явление тоже весьма распространенное. Разнообразие техники, припаркованной около домовладений, поражает. Бензовозы, бетономешалки, КамАЗы, автобусы, «маршрутки», прицепы, тракторы – как на автовыставке. Около одних домов стоят единичные экземпляры машин, на других придомовых территориях – сразу несколько.

На прошлой неделе мы вновь проехали по городу. Изменений никаких. Поворачиваешь с улицы Победы в переулок Фестивальный, а за магазинчиком парочка бензовозов «отдыхает». Въезжаешь в город со стороны птицефабрики, а по улице Конармейской около дома без номера (судя по подсчетам, № 174) – КамАЗы. На улице Больничной около дома № 223 рядом с остановочным павильоном покоится прицеп, передние стойки которого подперты блоками. Большегрузные машины стояли на улице Калинина около домовладения № 311 и на улице Проточной возле домовладения № 37. Дворики рядом с этими домами маленькие, загнать на них большую машину физически невозможно, поэтому и ставят водители свои КАМаЗы на придомовых территориях, что запрещено Правилами благоустройства.

И это лишь часть айсберга. Мы объезжали город до обеда, между 10 и 11 часами, поэтому количество машин, попавшихся нам на глаза, было в разы меньше, чем обычно встречается в вечернее время, когда у владельцев грузового транспорта заканчивается трудовая смена. Тогда на некоторых  улицах целый автопарк выстраивается, который  утром начинает в жилой застройке чадить, шуметь, портить выхлопными газами воздух.

А ведь у нас имеются специальные парковки для большегрузного транспорта.
В городе четыре специализированные стоянки для большегрузного транспорта:
–ул. Совхозная, 3 (бывшая территория автоколонны № 1486);
–территория базы Белореченского лесхоза (ул. Победы);
–территория предприятия «Агротранс» (промзона);
–площадка около рынка «Дары Кубани» (въезд в город).

В сельских поселениях – шесть стоянок большегрузного транспорта.

Средняя оплата в месяц – 1000 рублей.

Когда мы попытались узнать, сколько машин паркуется на стоянках, нам подсказали, что в сутки на одной городской стоянке можно насчитать до 70 большегрузов. По нашим же наблюдениям за территорией предприятия «Агротранс» – не больше 30 автомобилей. Из чего следует, что говорить о массовом пользовании специализированными стоянками пока рано.

С начала 2011 года административная комиссия Белореченского городского поселения рассмотрела всего 6 протоколов, составленных на владельцев  за стоянку большегрузного транспорта около частных домовладений.

Как пояснил ответственный секретарь административной комиссии Белореченского городского поселения Роман Боев, комиссия лишь рассматривает протоколы, а составлять их согласно законодательству имеют право работники ЖКХ администрации города и сотрудники правоохранительных органов.

Но, к сожалению, никто из них не уделяет этой проблеме серьезного внимания.

При этом нам всем не мешало бы помнить о том, что неправильная парковка, использование некачественного бензина, неисправные двигатели и все, что зачастую мы считаем несущественным, приводит к вполне ощутимым печальным последствиям.

В 2009 году процент проб атмосферного воздуха с превышением гигиенических нормативов выше среднекраевого показателя отмечался          в Сочи, Апшеронске, Краснодаре, Ейске, Тихорецке, Белореченске, Горячем Ключе.

Мнение
Пусть совесть ответит

Стоит завести речь об экологии, и чаще всего разговор пойдет о глобальных проблемах: промышленность с автотранспортом загрязняют атмосферу и воду планеты, а в наших домах с каждым годом растет количество бытовых приборов, электромагнитного излучения которых даже тараканы не выдержали. И ничего уже тут не поделать, вздыхаем мы. Ну разве что правительства государств будут строже наказывать виновных в отравлении морей и рек, воздуха и земли.

Но, думается, начинать все же нужно с себя. Ведь мы своей повседневной жизнью тоже оказываем влияние на окружающую среду. Какое это влияние? Оно зависит от уровня культуры каждого человека. Если один понимает, что нельзя сжигать мусор, особенно полиэтилен, пластмассу и другую химическую гадость, выделяющую отраву, то другого здоровье ближних совсем не волнует. Равнодушный гражданин-покупатель всегда идет навстречу такому же равнодушному гражданину-предпринимателю и с каждой покупкой приобретает новый полиэтиленовый пакет. А переживающий за экологию человек постарается однажды купленный пакет использовать многократно, чтобы не засорять понапрасну землю. Неравнодушный сумеет организовать все так, чтобы наносить природе как можно меньше вреда отходами своей жизнедеятельности. Он не бросит на лужайке, на берегу реки или пруда полиэтиленовые бутылки, одноразовую посуду, упаковку от продуктов после пикника и тем более не вывалит бытовые отходы в лесу или другом укромном месте.

Начните с себя, спросите у собственной совести, что вы лично сделали для экологии.

М. БОГДАНОВА.

Экологическая релаксация
Плато Лаго-Наки

Солнечных дней становится все больше. Весна, хоть и с большим опозданием, но все же пришла. Незаметно все деревья стали зелеными. Уже и сирень расцвела, и каштан зажег белые свечи цветов. Буйствует зелень трав, и птицы поют свои весенние песни. В такое время трудно усидеть дома, хочется поехать за город, чтобы слиться с природой и почувствовать физически всю ее обворожительную прелесть. Начинают манить горы, которые то просматриваются в тусклой дымке, то с поразительной четкостью вырисовываются на горизонте своими снеговыми вершинами. Все больше людей в выходные дни стремятся отдохнуть в горах. И местом поездки чаще всего служит плато Лаго-Наки, где самый чистый воздух, самое синее небо, самые яркие цветы. Это край гор, камней и чистой родниковой воды. Особой любовью у туристов пользуются расположенные там горы: Фишт, Оштен, Пшеха Су.

Трудно себе представить, что 2 миллиона лет назад на месте этих гор бушевал древний океан Тетис, о чем свидетельствуют многочисленные находки окаменелых морских моллюсков. Отпечатки же их часто можно увидеть на поверхности горных камней. И сами горы представляют собой не что иное, как окаменелые коралловые рифы.

Но о прекрасном лучше говорить в поэтической форме.

***
Пролегла извитая дорога
Вверх по горным хребтам
и отрогам.
Мчит по ней вереница машин,
Доезжая до самых вершин.
Люди едут в любую погоду
Погулять, посмотреть на природу.
Их влекут, словно магии знаки,
Красотою своей Лаго-Наки.
Облака по долинам, как вата,
Разметались по горному плато,
Заповедник пред нами простер
Травянистый зеленый ковер,
Где сбываются наши мечты
И от края до края цветы.
Где алеют под солнцем,
как маки,
И зовут, и манят Лаго-Наки,
Но луга здесь не ровны,
не гладки,
По траве все воронки да складки,
Шахт сырых и глубоких колодцы,
Недоступные свету и солнцу,
В подземелье уводят куда-то
И скрывают пещеры на плато.
А вдали,
где бескрайний простор,
Видно синее марево гор.
В сизой дымке дрожат на весу
Фишт, Оштен и гора Пшеха Су.
Здесь проложены тропы
до моря,
Разливается волнами воля.
Промелькнув миллионами лет,
Нам Тетиса оставила след.

Николай БАКЛАНОВ.

Возврат к списку

Версия для печати Вернуться