Виртуальная приёмная
19.04.2021

Профилактика мошенничеств, совершаемых с использованием сети интернет и средств сотовой связи

Данная проблема является актуальной и связана с повсеместным распространением информационных технологий, сети интернет, банковских карт и сотовой связи.
В настоящее время наиболее часто регистрируются мошенничества, где злоумышленники представляются работниками банков, сообщив что по счету потерпевшего проводятся подозрительные операции они методом социальной инженерии выясняют данные по карте которые можно использовать для хищения либо вынуждают потерпевшего провести в определенные операции по карте после которых со счета списываются деньги. Осложняет раскрытие данного вида преступлений, то что они совершаются в подавляющем большинстве случаев с использованием IP-телефонии (в том числе подмены номера в ходе звонка).
На втором месте по распространенности в настоящее время находятся  мошенничества, совершенные под предлогом продажи различных товаров по объявлениям, размещенным на сайтах объявлений, а также сайтах созданных злоумышленниками специально для мошенничества.
При этом в данном случае речь идет как о самых простых случаях, не требующих от злоумышленника серьезной подготовки при их совершении, когда размещается объявление о продаже какого-либо товара и мошенник требует внести за него предоплату (либо полную стоимость), а после внесения денег пропадает и товар не отправляет. Так и о более сложных случаях, когда злоумышленники могут действовать от имени юридического лица (в ряде случаев прикрываясь реквизитами реально существующей организации), а в основном фиктивно созданной. При этом данные организации могут иметь сайты, на которых производится заказ товара (иногда клоны сайтов реально существующих интернет магазинов). Несмотря на различную сложность в совершении данного вида мошенничеств, их объединяет одно, то, что всегда требуется сначала перечислить деньги за товар, который впоследствии не предоставляется!    
Что бы наверняка не стать жертвой данного вида мошенничеств и не лишиться своих денег следует приобретать товары в проверенных магазинах, при этом оплачивать товар при его получении в специализированных пунктах выдачи.  
Также к наиболее частым можно отнести случаи мошенничества совершенного под предлогом покупки имущества через сайты бесплатных объявлений. Преступник, сообщая гражданину о намерении купить или продать имущество, предлагает передать реквизиты банковской карты для перечисления денежных средств в качестве предоплаты или аванса, после чего под различными предлогами выясняет смс пароли для доступа к личному кабинету, либо вынуждает потерпевшего самого подключить к номеру злоумышленника услугу Мобильный банк. Узнав данные сведения злоумышленники получают доступ к личному кабинету совершая хищение. В связи с чем данный способ мошенничества является наиболее  опасным, т.к. в отличие от других способов, когда злоумышленником обозначается конкретная сумма, получив доступ к личному кабинету злоумышленники могут похитить все сбережения со всех счетов.
Как показывает практика все еще актуальны мошенничества совершенные под предлогом помощи родственнику, задержанному за совершенное правонарушение. Как правило, звонок поступает в позднее время суток, при этом звонящий предлагает «решить вопрос» об освобождении от уголовной ответственности за определенное денежное вознаграждение. В большинстве случаев потерпевшими являются престарелые люди.

Чтобы не стать жертвой телефонных мошенничеств необходимо:
- при  телефонном звонке от имени якобы родственников и сообщении о трудной ситуации, следует дозвониться родным и близким, о которых идет речь, и выяснить подробности случившегося. Не переводить и не отдавать деньги незнакомым людям.
- перезвонить в отделение банка или на телефон «горячей линии»  банка, и уточнить все интересующие вопросы. Следует помнить – ни один банк не будет просить владельца карты совершать какие-либо действия по телефону или сообщать реквизиты карты.
- не сообщать незнакомым людям (как по телефону, так и при личном контакте) данные о себе, своих близких, родственниках, банковских картах или любую личную информацию.
- не осуществлять предоплату за товар или обещанную выплату/услугу, производить оплату только по их фактическому получению.

Как не стать жертвой интернет-мошенничеств:
- внимательно изучить информацию на интернет-сайте, отзывы, сравнить цены на интересующий товар. Отсутствие информации, запутанная система получения товара зачастую является признаком мошенничества.
- получить максимум сведений о продавце или магазине, адреса, телефоны, истории в социальных сетях, наличие службы доставки и т..п. Действующие легально интернет-магазины или розничные продавцы размещают полную информацию и работают по принципу «оплата товара после доставки».
- не осуществлять предоплату за товар или услугу, производить оплату только по их фактическому получению.
- нельзя сообщать, а тем более посылать по электронной почте информацию об имеющихся банковских картах. Преступники могут воспользоваться их реквизитами и произвести, различные покупки.

Одним из важных факторов в противодействии мошенничеств является адекватность действий граждан, отказ от необдуманных шагов, реакция и самообладание при тех или иных обстоятельствах.
Если в отношении граждан все же были совершены мошеннические действия следует незамедлительно обратиться в отдел полиции по телефонам 02 (с сотового 102), 2-32-41 сообщив обстоятельства произошедшего.

Координационная комиссия по профилактике правонарушений
муниципального образования Белореченский район

Возврат к списку

Версия для печати Вернуться