Реформа системы обращения с твердыми коммунальными отходами и ожидаемые результаты
1. Зачем нужна реформа системы обращения с твердыми коммунальными отходами?
С 1 января 2020 года Краснодарский край переходит на новый принцип обращения с твердыми коммунальными отходами.
Сложившаяся десятилетиями и существующая на сегодняшний день в России система сбора и удаления твердых коммунальных отходов (ТКО) основана на захоронении отходов на несанкционированных свалках. Лишь в небольшом количестве случаев отходы размещаются на обустроенных в соответствии с действующими нормами полигонах. Именно поэтому основная задача реформы заключается в формировании принципиально новой, современной системы обращения с твердыми коммунальными отходами — системы, направленной на повышение экологической сознательности населения и создание такой инфраструктуры, которая позволит максимально сократить захоронение полезных фракций и перейти на их переработку и вторичное вовлечение в промышленное производство. В рамках реформы будет полностью исключена возможность использования для размещения ТКО несанкционированных свалок.
Этапы реформы:
1. Подготовка и согласование территориальных схем обращения с отходами в каждом регионе страны (до конца августа в крае должна появиться новая территориальная схема обращения с мусором).
2. Выбор региональных операторов, которые будут отвечать за весь цикл обращения с отходами.
3. Установка единого тарифа по региону на услугу по обращению с отходами.
4. Создание в регионах современных высокотехнологичных комплексов по утилизации отходов.
Параллельно с этими мерами планируется постепенное введение раздельного сбора мусора.
Более подробно по каждому этапу:
Территориальная схема обращения с отходами
Территориальная схема обращения с твёрдыми коммунальными отходами — это подробное описание системы организации и осуществления сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов на территории субъекта РФ за определённый период.
Выбор региональных операторов
Региональный оператор – это ключевое звено новой системы обращения с ТКО, организация, которая несет ответственность за весь цикл жизни ТКО, включая организацию их сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения в специально отведенных для этого местах.
Статус регионального оператора присваивается сроком на 10 лет.
Определены основные рамки работы регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами:
• Территория, в границах которой регоператор ТКО будет полностью нести обязательства по обращению с ТКО.
• Соблюдение правил и технологий по обращению с отходами, включая соблюдение нормативов и выполнение лицензионных требований;
• Учёт обращения с ТКО в отношении объёма, качества, используемых технологий;
• Учёт расходов по обращению с ТКО;
• Публичное раскрытие информации о порядке обращения с ТКО на подведомственной территории;
• Устранение несанкционированных свалок на подведомственной территории;
• Обоснование единого тарифа коммунальной услуги по обращению с ТКО;
• Объём финансирования, предоставляемого из бюджетов различных уровней на цели обеспечения обращения с ТКО;
• Срок, на который предоставляется статус регоператора ТКО;
• Организационные мероприятия по заключению и ведению договоров с потребителями услуги по обращению с ТКО;
• Организационные мероприятия по заключению и ведению договоров с организациями, участвующими в производственном цикле обращения с ТКО, в отношении отходов, образованных или ввозимых на территорию, подведомственную регоператору ТКО;
• Санкции за невыполнение обязанностей регоператора ТКО и оснований для лишения статуса регоператора ТКО, сформулированных как в соглашении, заключаемом по итогам конкурса, так и в требованиях законодательства и нормативных правовых актах федерального и регионального уровней;
• Участие в разработке инвестиционных программ в сфере обращения с ТКО, затрагивающих подведомственную регоператору ТКО территорию.
Объём обязанностей регионального оператора по обращению с отходами включает в себя беспрецедентные для российского законодательства полномочия, учитывая, что статус регионального оператора может быть получен только на конкурсной основе и наделён таким статусом может быть только самостоятельный субъект предпринимательской деятельности.
Установка единого тарифа на услугу по обращению с отходами
Согласно новым правилам, каждому субъекту РФ необходимо будет установить единый по всему региону тариф на услугу по обращению с отходами в отношении выбранного регионального оператора.
Вся реформа призвана урегулировать сферу сбора и вывоза мусора и сделать ценообразование в данной области прозрачным.
Современные высокотехнологичные комплексы по утилизации отходов
Вместо экологически опасных полигонов по захоронению отходов планируется строительство современных предприятий по переработке мусора.
Система сбора и обработки мусора в России практически не обновлялась в течение последних 40—50 лет.
Общая система обращения с отходами сформирована пятью основными звеньями:
• полигоны;
• компании-перевозчики (сбор и вывоз мусора — обычно несколько компаний в регионе);
• комплексные мусороперерабатывающие заводы (сортировка, переработка, сжигание, захоронение неперерабатываемых отходов);
• мусоросжигательные заводы;
• специализированные предприятия.
Рынок переработки твердых бытовых отходов в России практически не развит, о чём свидетельствует сложившаяся в стране крайне нерациональная система обращения с ТБО:
• захоронение на полигонах/свалках — ~90—92 % ТБО (36—37 млн тонн в год);
• сжигание — не более 1,8 % ТБО (~700 тыс. тонн в год);
• промышленная переработка — 3—4 % ТБО (1,2—1,6 млн тонн в год).
По-прежнему одной из основных тенденций в области переработки мусора остаётся рост общей площади полигонов — под них ежегодно выделяются 7—10 тыс. га земель. Основной сложностью на пути к переработке ТКО является отсутствие в нашей стране системы раздельного сбора мусора, являющейся неизбежным условием для их глубокого рециклинга. Так, 60—80 % морфологического состава ТКО представляет собой потенциальное сырье для использования в промышленности (35—45 %) или компостирования (25—35 %). Однако сортировка смешанных и перевезённых в одном мусоровозе ТКО позволяет извлечь лишь 11—15 % вторичных ресурсов. При этом практически невозможно использовать биоразлагаемые (органические) отходы.
Успех реформы может быть связан только с созданием новых современных объектов, задействованных в системе сбора и удаления отходов — от заводов до полигонов, оборудованных современными природоохранными сооружениями.
2. В чем особенность услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами?
В условиях реформы услуга по обращению с ТКО переходит в категорию коммунальной и плата за нее в квитанции будет выставлена отдельной строкой. Поскольку все отходообразователи имеют обязательства по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, выбрасывать мусор в несанкционированные места при организованной услуге становиться нецелесообразным, что положительно повлияет на качество окружающей среды в населенных пунктах.
3. Какие отходы относятся к твердым коммунальным?
Проще говоря, от населения будут вывозиться пищевые отходы и упаковка продуктов (стеклянная, деревянная, полимерная и т.п.), пакеты и смёт из жилища, домашние растения и крупногабаритные отходы. К последним относятся пришедшие в негодность мебель, мелкая и крупная бытовая техника, электрические приборы за исключением ртутьсодержащих ламп.
4. Региональный оператор и кто его выбирает?
Региональный оператор – это ключевое звено новой системы обращения с ТКО, организация, которая несет ответственность за весь цикл жизни отходов.
Согласно приказу министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 15.01.2019 года №6 статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне деятельности присвоен АО «Крайжилкомпресурс». Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем на десять лет на основании конкурсного отбора.
5. Кто должен заключать договор с региональным оператором?
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить собственники отходов.
Собственники отходов – это:
собственники помещений в многоквартирных домах,
собственники частных домовладений,
юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются отходы.
Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО.
6. Самый насущный для жителей вопрос: как будет начисляться оплата за ТКО и в каком размере? Кто будет контролировать её сбор?
Плата для населения будет рассчитываться исходя из числа проживающих потребителей в жилом помещении.
Тариф для регионального оператора устанавливает РЭК - департамент цен и тарифов Краснодарского края. На сегодняшний день тариф разрабатывается.
Контролировать сбор платежей и бороться с должниками обязан региональный оператор.
7. Куда обращаться по вопросам работы региональных операторов, в случаях, когда некорректно выставлены квитанции и т. д?
К региональному оператору, т.е. АО «Крайжилкомресурс» тел. 8(861)259-00-03.
Администрация муниципального образования Белореченский район тел. 8(86155) 3-34-13.
8. Имеются ли льготы на оплату услуг по обращению с ТКО?
Государственная поддержка в виде компенсации части расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) распространяется и на коммунальную услугу по обращению с ТКО.
На получение такой компенсации могут претендовать те граждане, чьи ежемесячные расходы на ЖКУ превышают 22% от совокупного семейного дохода. Обратиться за назначением такой поддержки можно в органы социальной защиты.
9. Должны ли жители частных домовладений (частного сектора) заключать договор с региональным оператором?
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с Региональным оператором. Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО.
10. Есть такие жители частного сектора, которые никогда не заключали договор с коммунально-бытовыми организациями. Объясняют это тем, что мусора у них якобы нет. Обязаны ли они заключать договор с регоператором? Будут ли санкции к таким «отказникам»?
Необходимо осознать, что сегодня безотходное хозяйствование – это миф. Куда в таком случае могут бесследно исчезнуть упаковка и тара от ежедневно потребляемых продуктов, используемых хозтоваров, самый элементарный домашний и другой мусор? Не потому ли в жилых кварталах появляются несанкционированные свалки?
В пункте 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации сказано: собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором.
Плату за оказанные и не оплаченные услуги регоператор будет взыскивать в досудебном и судебном порядке.
11. Будет ли разделение отходов на пластик, стекло и бумагу, и прочие категории?
Суть «мусорной реформы» как раз и заключается в постепенном переходе на раздельное накопление твердых коммунальных отходов. Однако далеко не каждый сегодня готов соблюдать такие условия. Поэтому на начальном этапе необходимо организовать и отладить вывоз отходов от всего населения для размещения на специализированных и лицензированных объектах обработки, размещения и обезвреживания отходов.
После начала осуществления своей деятельности, региональные операторы, совместно с органами государственной власти будут определять места, где необходимо будет обустроить места раздельного накопления ТКО. Кроме того, раздельное накопление можно организовать по решению собственников жилья по согласованию с региональным оператором.
12. Назревший вопрос – несанкционированные свалки. Кто и какие шаги должен предпринимать при обнаружении несанкционированной свалки?
При обнаружении гражданами свалки они могут обратиться в администрацию Белореченского района по тел. 8(86155)3-34-13, к региональному оператору тел. 8 (861)259-00-03, в экологическую общественную организацию «Экологическое содружество» тел. +7(988)3892848, +7(918)2999286.
13. Будет ли региональный оператор вывозить их?
Для таких случаев определен четкий порядок действий: региональный оператор обнаружил место складирования отходов объемом больше одного кубометра на участке, не предназначенном для этих целей. В таком случае, он обязан, во-первых, уведомить собственника земельного участка, муниципалитет и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированной свалки. А во-вторых, донести до собственника земельного участка необходимость ликвидации свалки, на что дается не более 30 дней с момента получения уведомления. То есть собственнику надлежит либо самостоятельно обеспечить ликвидацию свалки, либо поручить эту работу на возмездной основе региональному оператору. Если в течение установленного срока свалка находится на прежнем месте, а собственник этого земельного участка так и не заключил договор с регоператором на оказание услуг по ее ликвидации, то региональный оператор должен вывезти эту кучу мусора. Но в таком случае организация вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Версия для печати Вернуться