О ГЧП
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО ‒ это долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в целях достижения задач публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемое посредством привлечения частных ресурсов и разделения рисков между партнерами.
ГЧП-проект – это инвестиционный проект в сфере инфраструктуры, реализуемый совместно публичной и частной сторонами.
На публичной стороне могут выступать органы власти любого уровня в зависимости от их полномочий и задач, решаемых проектом. Публичная сторона предоставляет необходимое имущество (включая земельные участки), а также гарантирует возврат инвестиций частной стороны, в том числе за счет бюджетных выплат.
Частная сторона берет на себя обязательства по полному или частичному финансированию проекта, обеспечению модернизации инфраструктуры и её дальнейшей эксплуатации.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ГЧП
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ХАРАКТЕР ПАРТНЕРСТВА (БОЛЕЕ 3 ЛЕТ) |
соглашения о ГЧП не могут быть заключены на срок менее 3 лет. Долгосрочный характер проектов ГЧП следует из необходимости возврата вложенных частных инвестиций и комплексности таких проектов. |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ПАРТНЕРАМИ ЗА СЧЕТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЧАСТНОГО ПАРТНЕРА НЕ ТОЛЬКО К СОЗДАНИЮ ОБЪЕКТА, НО И К ЕГО ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И / ИЛИ ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ |
Риски в инфраструктурных проектах – это вероятные изменения показателей проекта, влияющие на доходы и расходы сторон по проекту. Распределение рисков – обязательное условие структурирования отношений частного и публичного партнера в проектах ГЧП и наибольшая сложность при подготовке проекта ГЧП возникает как раз при поиске оптимального распределения рисков. |
ПОЛНОЕ ИЛИ ЧАСТИЧНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЗДАНИЯ ОБЪЕКТА ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЧАСТНЫМ ПАРТНЕРОМ |
Основным отличием ГЧП от государственного заказа является обязательное финансирование создания объекта частным партнером / концессионером, при этом публичный партнер/концедент вправе компенсировать часть затрат, понесенных на создание объекта соглашения, а также осуществлять полное или частичное финансирование затрат, связанных с эксплуатацией и/или техническим обслуживанием объекта соглашения. |
ПРЕИМУЩЕСТВА МЕХАНИЗМА ГЧП
Для публичной стороны |
Для частной стороны |
Возможность привлечь частного инвестора к финансированию создания объекта позволяет реализовывать инфраструктурные проекты даже в условиях отсутствия достаточного объема бюджетных средств без увеличения долговой нагрузки в текущем периоде |
Закрепление условий взаимодействия с публичной стороной в рамках долгосрочного соглашения |
Возможность объединения в рамках одного проекта различных этапов (проектирование, строительство и эксплуатация) |
Возможность получения земельного участка, лесного участка, водного участка и (или) участка (иных водных, лесных и пр.) без торгов для целей реализации СГЧП (СМЧП) |
Возможность приобретать не объект, а услугу за счет платежей, привязанных к объему и качеству ее оказания, что также способствует развитию конкуренции на рынке социально значимых услуг |
Возможность софинансирования проекта публичной стороной, получения дополнительных гарантий (в т. ч. минимальной доходности) |
Возможность использовать ресурсы и компетенции частного партнера (концессионера) для оказания социально значимых услуг, повышения их качества и удовлетворенности потребителей, привлечения новых технологий |
Возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе создания или эксплуатации |
Передача части рисков по проекту частному партнеру (концессионеру) |
Передача части рисков по проекту публичному партнеру (концеденту) |
Снижение присутствия государства в экономике |
Закрепление в сферах деятельности, традиционно занимаемых государством |
В случае частной инициативы – возможность переложить затраты, связанные с разработкой проекта, на частного инициатора проекта и сократить срок отбора инвестора, а также повысить эффективность управления имущественным комплексом |
В случае частной инициативы – возможность самостоятельно проработать структуру проекта и предложить проект соглашения, сократить срок заключения соглашения |
КЛЮЧЕВЫЕ ОТЛИЧИЯ СОГЛАШЕНИЙ О ГЧП, КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ И ГОСЗАКАЗА
Параметр сравнения |
Федеральный закон № 115-ФЗ Концессионные соглашения |
Федеральный закон № 224-ФЗ
|
Перечень объектов |
В отношении объектов, передача которых в частную собственность невозможна / нецелесообразна Например, коммунальная инфраструктура (теплосети), транспортная инфраструктура (государственные и муниципальные дороги, дорожная инфраструктура и др.) |
В отношении объектов, передача которых в частную собственность возможна / целесообразна Например, социальная инфраструктура (физкультурно-оздоровительные комплексы, дошкольные образовательные учреждения, промышленность и др.) |
Минимальный срок действия соглашения |
Нет |
3 года |
Возможность передачи объекта соглашения в залог финансирующей организации |
Нет Передача концессионером в залог объекта КС не допускается (ч. 6 ст. 3 Закона о КС). |
Есть Только при наличии прямого соглашения |
Обязательная эксплуатация объекта соглашения концессионером /частным партнером |
Есть |
Нет Существует возможность осуществления частным партнером технического обслуживания объекта соглашения (ремонта, содержания), без обязательств по эксплуатации (целевому использованию), то есть, оказания услуг потребителям (соответствующие обязанности могут оставаться за публичным партнером) |
Возможность частной инициативы |
Есть Форма и требования к инициативному предложению утверждены постановлением Правительства РФ от 31 марта 2015 г. № 300 |
Есть Форма и требования к инициативному предложению утверждены постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. № 1386 |
Оценка эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества |
Нет |
Есть Порядок проведения такой оценки утвержден постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1514 |
Формы бюджетного финансирования |
Есть Появилась возможность осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в объекты государственной (муниципальной собственности) в соответствии с КС, а также возможность предоставления субсидий по проектам ГЧП за сроком бюджетного планирования – более трех лет (пункты 5, 6 статьи 78 БК РФ) |
Есть Появилась возможность предоставления субсидий по проектам ГЧП за сроком бюджетного планирования – более трех лет (пункт 6 статьи 78 БК РФ) |
Заключение соглашения с зарубежным юридическим лицом |
Есть |
Нет Участие зарубежных инвесторов возможно через создание российских юридических лиц |
СТОРОНЫ СОГЛАШЕНИЙ
Стороны соглашений о ГЧП |
Стороны концессионных соглашений |
Частный партнер: - российское юридическое лицо |
Концессионер: - индивидуальный предприниматель; - российское юридическое лицо; - иностранное юридическое лицо; - действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица |
Публичный партнер: - Российская Федерация (от имени которой выступает Правительство РФ, уполномоченный Правительством РФ федеральный орган государственной власти); - субъект РФ (от имени которого выступает высший исполнительный орган региона, уполномоченный им региональный орган исполнительной власти); - муниципальное образование (от имени которого выступает глава муниципального образования, уполномоченный им орган местного самоуправления) |
Концедент: - Российская Федерация (от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган государственной власти); - субъект РФ (от имени которого выступает высший исполнительный орган региона или уполномоченный им региональный орган исполнительной власти); - муниципальное образование (от имени которого выступает глава муниципального образования или уполномоченный им орган местного самоуправления); - ГК «Автодор» |
Версия для печати Вернуться